Иван Алексеевич Бунин один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы Танька, На край света, Вести с родины и другие. В 1898 году выходит новый сборник Под открытым небом. В 1901 году Листопад, получивший Пушкинскую премию.
К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы Антоновские яблоки, Сосны, Захар Воробьев и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб. В рассказах Хорошая жизнь, Господин из Сан-Франциско и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей.
Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман Жизнь Арсеньева, рассказы Косцы, Лапти, пишет цикл новелл Темные аллеи.
В сборнике Темные аллеи главная тема любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ. Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: Все проходит, мой друг... Любовь, молодость все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге ИоваКак о воде протекшей будешь вспоминать. Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения. И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь другое дело. Бунинский герой не верит: Ведь не могла же ты любить меня весь век! Однако оказывается, что могла. И Надежда с недоброй улыбкой укоряет своего возлюбленного: Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем, хотя и сознает, что поздно теперь укорять. Генерал как будто не испытывает раскаяния: А! Все проходит. Все забывается. Но на самом деле Надежда права: все проходит, да не все забывается. И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: Уходи... Уходи, пожалуйста. И неожиданно проговаривается: Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила. Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: ...Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,-чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история.
Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но крута: не отдал вовремя пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь. И герой размышляет: Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты... Но, Боже мой, что же было дальшеЧто, если бы не бросил ееКакой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.